Интероцептивные рецепторы расположены. Виды ощущений. Общее понятие об ощущении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета...

Утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

По своему происхождению, ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Рецептор - орган, специально приспособленный для рецепций раздражений, сенсорная система, которую можно считать «Воротами сознания или входным устройством (на языке кибернетики)».

Для того, чтобы мы осознавали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая из него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, т е возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге.

По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

Экстероцептивные;

Интероцептивные;

Проприоцептивные.

В данной работе мы остановимся на изучении экстероцептивных ощущений, дадим им определения, конкретнее рассмотрим все виды, их свойства.

1. Экст ероцептивные ощущения и их виды

Экстероцептивные ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. К ним относят зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные ощущения.

Различают два типа ощущений:

Контактные ощущения, т е когда раздражение рецепторов происходит при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательные и вкусовые ощущения.

Дистантные ощущения, т е когда рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные ощущения.

1 .1 Кожные ощущения и осязание

Когда мы дотрагиваемся до объектов разных форм и поверхностей, мозг получает более точные сигналы, чем те, что идут к нему от органов зрения, слуха, обоняния и вкуса.

Труднее всего определить и понять механизмы осязания: ведь, по сути, это целый комплекс разных ощущений. Кроме того, осязание словно подстраховывает иные чувства и удостоверяет, что перед нами на самом деле то, о чем они нам поведали.

В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы - глаза, уши, нос или рот, - осязательные ощущения воспринимаются по всему телу, т е осязательные рецепторы расположены в коже человека.

К кожным ощущениям принадлежат: тактильные, температурные и болевые ощущения.

Остановимся на каждом раздражителе подробнее.

Боль является биологически очень важным для организма, в нашем случае для человека, защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности организму.

Имеются участки малочувствительные к боли и другие - значительно более чувствительные. В среднем на 1 см2 приходится 100 болевых точек.

Ощущение боли для человека, как правило, связано с чувством неудовольствия и страдания, конечно же, если человек не имеет психических отклонений.

Температурные ощущения:

Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущения тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Температурные ощущения обеспечивают относительную независимость по отношениям к температурным изменениям окружающей среды (зима, лето, промежуточное время года). При этом, в зависимости от интенсивности раздражителя и структурного отношения раздражителя к воспринимающему аппарату изменяется не только количество чувствительных точек, но и качество получающего ощущения: ощущение тепла сменяется ощущением боли, ощущение боли переходит в ощущение тепла и т.д.

Термическая чувствительность связана с теплорегуляцией. На основе температурных ощущений, появившихся впервые у птиц и млекопитающих и сохраняющаяся у человека, автоматическая регуляция внутренней температуры тела относительно независимой от среды, дополняется способностью создавать искусственную среду - отопляемые и охлаждаемые жилища, зимняя, и приспособления, сопутствующие созданию данной среды - летняя или демисезонная одежда, приборы домашнего пользования (кондиционеры, обогреватели, тены и т.п.) и т.д., при помощи которых человек поддерживает наиболее благоприятную среду для своего организма.

Температурные условия отражаются в термической чувствительности, влияют на общую активность человека, на его работоспособность. Так, например, если человеку жарко, то следует снижение активности и работоспособности, и даже может возникнуть сонливость, общая усталость.

Прикосновение, давление (тактильные ощущения) :

Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Давление ощущается как сильное прикосновение. Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличии, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается у человека в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Характерной для рецепторов давления является быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления.

При осязании ощущения боли, тепла и холода, прикосновения и давления взаимодействуют. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности. Сочетание влажности известной податливостью, проницаемость позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействие с термическим ощущением холода они порождают ощущения липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом, опять таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т.д.

Кожные ощущения тесно связаны с двигательными ощущениями, объединяясь функционально в специальном органе труда и познания человека - руке. Комбинация кожных и двигательных ощущений составляет осязание предмета. Осязание - ощупывание человеком окружающих его предметов, при этом связано с воздействием на них. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящее в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства рука является одним из важнейшим органом познания окружающего мира. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимания. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Таким образом, ощущение играет роль действенного ознакомления в процессе активного познания предмета при экспериментальной ситуации.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его слабые и сильные стороны. То есть при помощи осязания мы можем различить форму предмета, его размер, материальную форму (твердость, жидкость, вязкость и т.п.), но без зрения не сможем определить всю красочность данного предмета, ощутить насыщенность цвета, яркость, светлость и т.д.

Но, тем не менее, на осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладением одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятием пальцами выпуклых букв. Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтение с голоса» заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороне кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., служит достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

1 .2 Обонятельные и вкусовые ощущения

Обоняние и вкус тесно связаны между собой, они являются разновидностями химической чувствительности. Это значит, что они представляют собой реакцию на присутствующие в окружающей среде химические вещества. Пробуя что-то на вкус, мы ощущаем присутствие во рту тех или иных химических веществ, а чувствуя запах - регистрируем их наличие в воздухе в газообразной форме.

Обоняние и вкус, некогда столь же необходимые человеку для выживания, как слух, осязание и зрение, ныне гораздо слабее развиты, чем у животных, и играют второстепенную роль.

С тех пор как человек поднялся с четверенек и оторвал нос от земли, его жизнь перестала в той же мере зависеть от обоняния и вкуса, как жизнь других животных. Утратив былое значение, эти физические чувства теперь служат человеку почти исключительно для выбора и получения удовольствия от еды и питья.

Обоняние:

Известно, что небольшой участок в задней части носовой полости изобилует нервными окончаниями, воспринимающими запахи. Этот участок, называемый обонятельным эпителием, или обонятельной областью, буквально напичкан миллионами нервных окончаний. Каждое из них имеет не меньше десятка тончайших волосков, или жгутиков. Они постоянно увлажняются слизью, которая тоже служит ловушкой для пахучих веществ. Но из-за недоступности обонятельной области ученым трудно исследовать происходящие в ней процессы.

Полагают, что при вдыхании с воздухом доступных нашему обонянию пахучих веществ они растворяются в слизи, увлажняющей жгутики, в результате чего эти тончайшие волоски покрываются раствором пахучих веществ. Реагируя на них, жгутики посылают сигналы обонятельным клеткам для дальнейшей передачи по соответствующим нервным волокнам (их называют обонятельными нервами). Затем эти сигналы передаются в обонятельный мозг - участок головного мозга. Все обонятельные клетки, действующие как рецепторы распознаваемых по запаху химических веществ, абсолютно одинаковы, поэтому остается загадкой, как они различают тысячи многообразных запахов.

За многие века люди выделили шесть основных запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый (как скипидар) и запах гари.

Чтобы обладать запахом, вещество должно испарять микроскопические частицы. Наименьшими "кирпичиками" любого вещества являются молекулы, и, как полагают, обонятельные клетки способны различать молекулы по их форме. Чем больше частиц испускает вещество, тем сильнее запах. Например, кипящий на плите куриный суп пахнет сильнее, чем холодная курятина на тарелке, так как с паром в воздух попадает больше пахучих частиц. Они-то и распознаются, как запахи в силу своей способности растворяться в воде. Под воздействием тепла в воздух попадает больше частиц, а содержащаяся в воздухе влага обеспечивает их повышенную концентрацию, поэтому в теплой и влажной атмосфере запахи усиливаются. Вероятно, вы и сами замечали, что в теплой дымке после летнего дождя усиливается благоухание сада или травы; или что щепотка соли для ванн издает в горячей воде более сильный аромат, чем целая сухая упаковка.

Если вы войдете в помещение, где кто-то ест котлеты с луком, резкий запах тотчас ударит вам в нос, хотя находящиеся здесь же люди его не замечают. Это явление называется адаптацией. Причина, по-видимому, в том, что когда все рецепторы "заполнены" пахучими химическими частицами, они перестают посылать сигналы в мозг.

В жизнедеятельности людей обоняние играет большую роль связующего с эмоциональным чувственным тоном человека: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие - упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении велика, что породило целую отрасль промышленности - парфюмерию.

О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии, и принято считать, что основных вкусов всего четыре: сладкий, соленый, кислый и горький. Но всем богатством оттенков того, что называют вкусом, мы обязаны обонянию. При сильной простуде обоняние на время пропадает, и пища становится безвкусной. А дело в том, что при простуде мы получаем информацию о вкусе только с языка. Как показали опыты, пробуя продукты на вкус только языком, человек не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля.

Подобно пахучим химическим соединениям, вещества, дающие нам ощущение вкуса, должны быть растворены. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить ее вкус. Присутствие соли определяется очень быстро, так как она быстро растворяется в слюне. Более сложные по составу вещества растворяются во рту дольше, и поэтому их вкус мы ощущаем не так быстро, как соль.

Рецепторы, улавливающие сигналы от растворенных химических веществ, из которых состоит наша пища, называются вкусовыми сосочками. Это скопления микроскопических клеток, или нервных окончаний, на крохотных бугорках, расположенных на языке, нёбе и гортани. Каждый вкусовой сосочек - это гроздь из 50 с лишним клеток, соединенных с мозгом нервными волокнами. Все вкусовые сосочки способны различать четыре основных вкуса. Некоторые из них служат опорными клетками, остальные же - вкусовыми. Подобно рецепторам запаха, каждая вкусовая клетка имеет крохотный волосок (микровиллу). Внешние оконечности вкусовых сосочков соединены с осязательными нервами, благодаря чему вкус и осязание пищи во рту тесно связаны между собой. Услышав спор о том, какая говядина вкуснее - тонко или грубо нарезанная, - вы можете задаться вопросом, а в чем, собственно, разница. Однако от осязания пищи языком зависит и ее вкусовое восприятие. Лучше всего реагирует на сладкое верхушка (кончик) языка, на кислое - его боковые края, на соленое - область по соседству с верхушкой и на горькое - прикорневая область. Как и рецепторы запаха, все вкусовые сосочки похожи друг на друга, однако в разных отделах языка они по-разному сгруппированы. Вступая в контакт с растворенными химическими веществами, вкусовые сосочки издают соответствующий электрический импульс, который по нервам поступает в головной мозг.

Помимо вкуса, на наше представление о том, что мы едим, влияет целый букет впечатлений. Прежде всего, газы, выделяемые при пережевывании пищи, поднимаются в полость носа, воздействуя на обоняние. Значение имеет и структура пищи. К процессу подключаются температурные и болевые ощущения - ведь острая пища стимулирует болевые рецепторы (мазнув аджикой по лицу, вы ощутите на коже такое же жжение, как и на языке). Рецепторы осязания и давления подсказывают, что у нас во рту - хрустящие кусочки или крем, жесткая пища или мягкая; уши воспринимают звуки, издаваемые пищей при пережевывании. И, само собой, память - мы надолго запомним вызвавшее отвращение блюдо.

1 .3 Слуховые ощущения

Двигаясь и соударяясь, объекты вибрируют и создают колебания, передающиеся по воздуху. Колебания воспринимаются ухом и преобразуются в звуки различной интенсивности.

Мы слышим, потому что наши уши реагируют на звуковые волны или на малейшие изменения давления воздуха. Они преобразуют эти волны в электронные импульсы и передают их в мозг, где те трансформируются в звуки.

Рис. 1 Строение уха: 1 -- наружный слуховой проход; 2 -- барабанная перепонка; 3 -- евстахиева труба; 4 -- молоточек; 5 -- наковальня; 6 -- стремечко; 7 -- полукружные Каналы; 8--10 -- улитка; 11--12 -- евстахиева труба; 13 -- височные кости черепа

Ухо человека включает три отделения - наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо состоит из кожной складки с хрящом и слухового прохода, ведущего к его скрытой части. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она действует как приемное устройство звуковых волн, которые затем проникают в среднее ухо через слуховой проход и заставляют вибрировать барабанную перепонку, находящуюся на входе в среднее ухо. По своим размерам среднее ухо в восемь раз меньше наружного и представляет собой небольшую полость внутри черепа. Здесь располагается барабанная перепонка, а противоположная часть среднего уха соединена с носом узкой трубкой, которая называется Евстахиева труба. Это позволяет выравнивать давление воздуха в среднем ухе по отношению к внешней среде. Если давление изменяется, наши уши должны приспособиться к этому, что иногда вызывает "хлопки" в ушах. В полости среднего уха находятся три косточки, каждая из которых имеет характерную форму: молоточек, наковальня и стремечко. Отраженные барабанной перепонкой колебания воздуха проходят от молоточка к стремечку и далее через овальное окно преддверия, связывающее среднее и внутреннее ухо. Во внутреннем ухе располагается лабиринт - три заполненных жидкостью трубки, благодаря которым мы ощущаем уравновешенное давление. Также там имеется миниатюрная спиральная трубка (улитка), состоящая из двух каналов и протоки. Эти каналы и протока заполнены жидкостью. В протоке также находятся крошечные волосковые сенсорные клетки, покрытые узкой мембранной пленкой. Эти клетки и мембрана составляют кортиев орган. Именно он является настоящим слуховым центром. Колебания, проходя через улитку, заставляют мембрану двигаться взад и вперед. Двигаясь, мембрана натягивает волосковые клетки, и они посылают электрические сигналы через слуховой нерв в мозг. Мозг расшифровывает сигналы и воспринимает их как звуки.

Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру.

Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук, и наоборот. Однако па высоту звука оказывает влияние и интенсивность звука. Так, если усиливать высокий звук, то он кажется еще более высоким. Если же усилить низкий звук, то он кажется еще ниже.

Орган слуха человека реагирует слуховым ощущением на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо к звукам в области около 1000 колебаний в секунду. Звуки, лежащие ниже крайней границы ощущения низких звуков, называют инфразвуками. Звуки, лежащие выше крайней границы высоких звуков, называют ультразвуками. Животные могут воспринимать и такие звуки, которые человеческое ухо не воспринимает: так, насекомые воспринимают ультразвуки до 80 000 колебаний в секунду.

Сила слухового ощущения называется громкостью. Громкость в основном связана с интенсивностью звука, но зависит и от высоты. Это объясняется тем, что ухо человека по-разному чувствительно к звукам разной высоты. Поэтому равные по интенсивности, но разные по высоте звуки обладают разной громкостью.

Тембр звука - это его специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки, равные по основной частоте и интенсивности, но разные по составу дополнительных колебаний. Разными тембрами характеризуются голоса людей, звуки отдельных инструментов. Тембр зависит от тех входящих в состав данного звука дополнительных чистых звуков, которые обычно в целое число раз больше его основного звука. Эти звуки называются гармоническими частичными тонами (гармониками).

Слуховые ощущения характеризуются пространственной локализацией: воздействующие на нас звуковые раздражители локализуются в том или ином направлении. Локализация звуков достигается благодаря парной работе больших полушарий мозга. Сигналом направления звука служит разница во времени прихода звука в каждое ухо (а, следовательно, и прихода возбуждения в - каждое полушарие), вызываемая разным расстоянием каждого уха от источника звука (бинауральный эффект). Создавая искусственно запаздывание прихода звука в одно ухо относительно другого, можно вызвать иллюзию изменения направления звука.

У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что ушные косточки утрачивают свою изначальную подвижность, в связи, с чем колебания не передаются во внутреннее ухо. Кроме того, инфекции органов слуха могут повреждать барабанную перепонку и негативно отражаться на работе косточек. При возникновении каких-либо проблем со слухом необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Причиной некоторых видов глухоты является повреждение внутреннего уха или слухового нерва. Ухудшение слуха может быть также вызвано постоянным шумовым воздействием (например, в заводском цеху) или резкими и очень громкими звуковыми всплесками. Необходимо очень осторожно пользоваться персональными стереоплейерами, поскольку чрезмерная громкость звучания также может привести к глухоте.

1 .4 Зрительные ощущения

Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.

Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.

Глаз соединен с головным мозгом с помощью зрительного нерва. Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаза. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые расшифровываются в мозгу.

Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозговой сигнал. Наш мозг еще в самом раннем детстве "учится" сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объем предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трехмерность изображения, или "3-D". Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг "считывает" его и тотчас переворачивает "с головы на ноги". Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.

Рис. 2 Схематический разрез глаза

Сначала дадим описание строения глаза. Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.

Роговица - первая линза, через которую проходит световой луч. У нее неподвижный фокус, и она никогда не меняет ни позиции, ни формы. Под роговицей находится радужная оболочка, или "ирис". На греческом языке это слово означает "радуга". Чаще всего радужки бывают голубыми, зелеными или карими. По сути, радужная оболочка представляет собой мышечный диск с отверстием в центре. Это отверстие и есть зрачок, через который свет попадает внутрь глаза. Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом.

За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик. Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые называются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку - слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза. Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих или серо-зеленых тонах. Французы называют это время суток "часом синевы".При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете. Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее. Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное "слепое пятно".

Все зрительные ощущения, возникающие при действии света, можно разделить на две группы: ощущения ахроматических цветов (все оттенки серого, а также черный и белый цвета) и ощущения хроматических цветов (все цвета, кроме черного, белого и всех серых). Обычный солнечный свет, который мы воспринимаем белым, состоит из ряда хроматических лучей. Это легко демонстрируется при пропускании солнечного луча через призму, разлагающую белый свет в спектр.

Смешение цветов в один общий цвет удобно наблюдать, смотря на быстро вращающийся круг, составленный из нескольких секторов разного цвета. Явление смешения цветов, которое было указано еще Ньютоном, подчиняется определенным законам. Эти законы следующие:

1-й закон. Для каждого цвета имеется другой свет от смешения, с которым получается белый или серый (ахроматический) цвет. Такие цвета, взаимно нейтрализующие друг друга, называются дополнительными (к красному цвету дополнительным является голубовато-зеленый, к желтому - синий и т.д.).

2-й закон. При смешении двух недополнительных цветов получается новый цвет, промежуточный между ними (смешение синего и красного цветов дает фиолетовый цвет, смешение красного и желтого - оранжевый цвет).

3-й закон. Цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов, т.е. каждый из смешиваемых цветов сам в свою очередь может быть получен в результате смешения других цветов (смешение желтого с синим одинаково дает серый цвет независимо от того, является ли желтый цвет спектрально чистым или результатом смешения других цветов).

Законы смешивания цветов объясняются так называемой трехкомпонентной теорией зрения, высказанной впервые Ломоносовым и развитой далее Юнгом, Гельмгольцем и Лазаревым. Исходным для этой теории был вывод, следующий из законов смешения цветов, а именно: все многообразие цветовых ощущений можно получить путем смешения трех цветов, принятых за основные (красного, зеленого, синего). Согласно трехкомпонентной теории в сетчатке глаза имеются три цветовоспринимающих аппарата. Возбуждение первого из них дает ощущение красного цвета, второго - зеленого цвета, третьего - синего цвета. Обычно цвет действует сразу на три или на два аппарата одновременно. При этом свет разной длины волны действует на каждый из этих аппаратов с разной эффективностью. В зависимости от соотношения процессов возбуждения, вызываемых в этих аппаратах, возникают ощущения разных цветов. Ощущение белого цвета возникает тогда, когда возбуждение всех аппаратов происходит одинаково сильно.

Характеризуя цвет, следует различать три его основные свойства: светлоту, цветовой тон и насыщенность.

Светлота цвета определяется яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза; она характеризует эффект действия раздражителя на глаз по интенсивности.

Цветовой тон характеризует специфические особенности данного цвета и зависит от состава лучей, действующих на глаз (от того, какова длина волн этих лучей). В тех случаях, когда на глаз действует цвет поверхности, цветовой тон определяется преимущественным отражением лучей определенной длины волны. Ахроматические цвета цветового тона не имеют, так как в этих случаях поверхность одинаково отражает все лучи (всех длин воли).

Насыщенность цвета есть отличие хроматического цвета от серого цвета равной с ним светлоты. Малонасыщенные цвета обычно получаются при значительном добавлении к хроматическому цвету белого или серого цвета.

В зрительных ощущениях также присутствует адаптация, или цветовое приспособление, которое выражается в понижении чувствительности глаза к определенному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Как возникновение ощущение, так и его исчезновение не происходит внезапно и с окончанием действия раздражителя. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу остается «след», или последствие, раздражения, которое дает «последовательный образ». Примером может являться простой эксперимент: в течение 1 минуты необходимо смотреть, к примеру, на белый череп, нарисованный на белом листе бумаги, затем перевести взгляд на белую стену, где явно появится изображение черепа.

Немного о нарушениях зрения и способах их устранения.

К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие -то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен, а у дальнозорких - укорочен. Близорукость и дальнозоркость легко исправить, надев очки либо контактные линзы. Недавно ученые открыли новый способ коррекции близорукости путем хирургического уплощения роговицы.

Форма глазного яблока может и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи. Мы говорим, что глаз косит, когда он направлен в сторону от другого глаза - часто к носу или виску, а иногда вверх или вниз. Причиной этого часто бывает "лень" одной из мышц, управляющих движением глазного яблока. Чтобы "подстегнуть" косящий глаз к нормальной работе, здоровый глаз закрывают повязкой. Если это не помогает, приходится носить очки или делать операцию.

Глаукома - это болезнь глаз, при которой увеличивается объем водянистой жидкости в камере между радужной оболочкой и роговицей, вызывая боль и повышение внутриглазного давления. Зрение ухудшается, и, если глаукому не лечить, может наступить полная слепота. Иногда с помощью лазера в радужной оболочке прорезается крошечное дренажное отверстие для оттока жидкости, которое позволяет снизить давление внутри.

Катаракта - это помутнение хрусталика, при котором больной смотрит на мир как бы через замерзающее окно. Катаракта развивается медленно и не причиняет боли. Ее удаляют, разрушая хрусталик специальным ультразвуковым зондом. Удаленный хрусталик заменяют миниатюрной пластиковой линзой.

Заключение

экстероцептивное ощущение стимул рецептор

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

Следует помнить, что бывают люди, лишенные какого-либо ощущения (слепые, глухонемые, лишенные каких-либо частей тела и т.д.), при этом у данных людей обостряются другие чувства.

Подводя итоги данный работы, хочу сказать, что, чтобы чувствовать себя полноценным человеком и, необходимо иметь весь комплекс ощущений, беречь их, развивать их чувствительность и совершенствовать.

Список используемой литературы:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.В. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России 2004г.

2. Электоронный учебник. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель Радугин А.А. - М.: Центр, 2002г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и свойства ощущения и восприятия как познавательных психических процессов, их сходства и различия. Классификация, физиологические механизмы, общие закономерности ощущения. Виды и свойства восприятия пространства, времени, речи; зрительные образы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Роль ощущения в познании человеком окружающего мира. Классификация ощущений. Чувствительность человека к звукам речи. Характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с ощущениями животных. Формирование психического образа при восприятии.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2008

    Ощущение как инструмент познания, его источник и основное условие психического развития человека. Понятие ощущения в античной истории, представление о нем в середине XIX века. Отражение свойств предмета как суть ощущения, его физиологическое основание.

    реферат , добавлен 13.11.2011

    Суть психофизической проблемы. Измерение порога предела чувствительности сенсорной системы человека. Построение психофизических шкал. Процесс создания психического образа по Фехнеру. Модальность ощущения как одна из качественных характеристик ощущения.

    презентация , добавлен 09.11.2014

    Взаимосвязь между восприятием и ощущением. Закон Вернера-Фехтера: абсолютный порог ощущения, дифференциальный порог ощущения, элементарный, сложный. Восприятие как процесс. Возможные ошибки и искажения при восприятии. Восприятие человека человеком.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2007

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Теоретический анализ субъективного ощущения одиночества. Психологическое представление о хроническом, ситуативном и преходящем одиночестве. Отношения, как средство, способное помочь разделить одиночество. Современные исследования переживания одиночества.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Исследование тактильных ощущений, нижнего абсолютного порога зрительного ощущения, нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности, индивидуальных особенностей восприятия, концентрации, устойчивости, переключаемости и избирательности внимания.

    практическая работа , добавлен 22.04.2013

    Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия пространства и времени. Основные средства коррекции недостатков восприятия умственно отсталых детей.

    реферат , добавлен 30.06.2010

    Понятие об ощущении и его физиологической основе. Виды и классификация ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные и другие. Определение восприятия как психологического процесса, его свойства. Виды и способы мышления.

В них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на: - контактные (вкус и осязание), - дистантные (слух, зрение и обоняние). Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями. Формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но сам запах представляет из себя своеобразный объект (можно сказать, что это облако газа). И тогда получается, что нос непосредственно контактирует с этим объектом. Можно также заметить, что сам объект уже прекратил своё существование, но запах от него остался (например, сгорело дерево, но дым от него остался). Обоняние также играет огромную роль в восприятии качества продукта, употребляемого в пищу.

Интермодальные ощущения

Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е. Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

Другие основания классификации ощущений

Английский невролог М. Хэд предложил генетический подход, в котором выделяется два вида чувствительности: - протопатическая (более примитивная, аффективная, менее дифференцированная и локализованная - органические чувства (голод, жажда и др.)), - эпикритическая (более тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная - основные виды ощущений человека). Отечественный психолог Б.М. Теплов разделял все рецепторы на две большие группы: - экстероцепторы, - интероцепторы (куда включил и проприоцептивные ощущения).

Свойства ощущений

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений". Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые: - качество, - интенсивность, - продолжительность, - пространственная локализация, - абсолютный порог, - относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой. Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д. Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:

1) интроцептивные;

2) проприоцептивные;

3) экстрацептивные.

Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, и обеспечивают регуляцию элементарных влечений.

Вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и положении опорно-двигательного аппарата, они обеспечивают регуляцию наших движений.

Наконец, третьи – самая большая группа – обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Рассмотрим перечисленные три основных типа ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, исходящие из стенок желудка и кишечника, сердца, кровеносной системы и других висцеральных аппаратов. Эта группа составляет наиболее древнюю и наиболее элементарную группу ощущений. Рецепторные аппараты этих ощущений разбросаны в стенках только что указанных внутренних органов. Возникающие импульсы проводятся по волокнам, идущим частично в составе вегетативной системы, а частично в составе боковых столбов спинного мозга. Центральным аппаратом, принимающим интероцептивные импульсы, являются частично ядра подкорковых образований (медиальное ядро зрительного бугра), частично же аппараты древней (лимбической) коры головного мозга. Этим и обусловливается тот факт, что интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Элементарность и диффузность этого вида ощущений проявляется в том, что в психологии фактически не существует их четкой классификации. К интероцептивным ощущениям относится чувство голода, «чувство дискомфорта», которое может возникать как ранний симптом заболевания внутренних органов, «чувство напряжения», возникающее при неудовлетворенности какой-нибудь потребности, и «чувство успокоения», или «комфорта», сигнализирующее об удовлетворении потребностей или нормальном протекании висцеральных процессов.

Мы видим, что во всех этих случаях интероцептивные ощущения проявляются как нечто среднее между подлинными ощущениями и эмоциями. Несмотря на то что психология изучила субъективные проявления этих ощущений еще очень недостаточно, относя их к сфере «темных чувств», знание их необходимо в связи с тем, что их изменение может играть решающую роль для описания той «внутренней картины болезни», которая возникает при заболеваниях внутренних органов и которая играет значительную роль в диагностике внутренних заболеваний.

Эти неосознанные ощущения могут появляться очень рано, и их выражение может принимать своеобразные формы.

1. Они могут выступать в виде «предчувствий», которые человек не может сформулировать, проявляться в сновидениях, которые иногда как бы предваряют наступающее заболевание (а по существу лишь отражают рано наступившие и мало осознаваемые изменения в интероцептивных ощущениях, возникающие на ранних стадиях заболевания).

2. Также они проявляются в изменении настроения и эмоциональных реакциях, а у ребенка часто вызывают своеобразные проявления в поведении. Известно, например, заболевающий ребенок, который еще не осознает интероцептивных изменений, либо дает признаки общего изменения поведения, либо начинает нянчить и лечить «заболевшую» куклу, отражая тем самым изменения в собственных интероцептивных ощущениях.

Объективное значение интероцептивных ощущений очень велико: они являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена или того, что называют гомеостазом (уравновешенностью) обменных процессов в организме. Интероцептивно возникающие сигналы вызывают поведение, направленное на удовлетворение влечений или устранение тех состояний напряжения («стресса»), которые могут появляться в результате факторов, нарушающих уравновешенную работу внутренних органов. Поэтому учет интероцептивных ощущений играет решающую роль в том разделе медицины, который изучает соотношение соматических и висцеральных процессов и психических состояний, называемых «психосоматикой».

Физиологические механизмы с участием интероцепции детально изучены К. М. Быковым и В. Н. Черниговским, описавшими механизмы условно-рефлекторной деятельности, возникающие на основе интероцептивных ощущений.

Вторую большую группу составляют проприоцептивные ощущения, обеспечивающие сигналы о положении тела в пространстве и в первую очередь о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Они составляют афферентную основу движений человека и играют решающую роль в их регуляции.

Периферические рецепторы проприоцептивной, или глубокой, чувствительности находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках) и имеют форму особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают изменения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов, проводятся по волокнам, идущим в составе задних столбов белого вещества спинного мозга. Возбуждения прерываются в нижних отделах в ядрах Голля и Бурдаха, переходя на другую сторону, идут дальше, доходя до подкорковых узлов (таламо-стриальной системы) и заканчиваясь в теменной области коры противоположного полушария (в частности, постцентральной области). Поэтому перерыв проводников проприоцептивной, или глубокой, чувствительности в любом месте этого пути (поражение задних столбов ядер Голля и Бурдаха, проводящих путей или коры постцентральной извилины), не нарушая поверхностной (осязательной) чувствительности, приводит к нарушениям проприоцептивной, или глубокой, чувствительности, симптомы которой хорошо известны невропатологам. Такой больной оказывается не в состоянии определить положение своей руки или ноги в пространстве, иногда испытывает признаки изменения «схемы тела» (размер конечностей или тела начинает казаться ему необычным, иногда несоразмерно большим). Естественно, что в результате нарушения или выпадения проприоцептивной (глубокой) чувствительности он начинает испытывать большие затруднения в движениях: импульсы, которые в норме доходят от мышечно-суставных рецепторов и составляют афферентную основу движений, в этих случаях нарушаются, и движения, лишенные чувственной опоры, становятся неуправляемыми.

В современной физиологии и психофизиологии роль проприоцепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека – Н. А. Бернштейном.

Мы еще вернемся к анализу роли проприоцептивной чувствительности в построении движений, когда будем специально разбирать психофизиологию двигательных процессов.

В состав описываемой группы ощущений, дающих сигналы о положении тела в пространстве, входит специальный вид чувствительности, который называют ощущением равновесия, или статическим ощущением. Его периферические рецепторы заложены в полукружных каналах внутреннего уха, которые расположены в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях; жидкость, заполняющая эти каналы, меняет свое положение в зависимости от положения тела и, в частности, головы, раздражает особые «волосковые» клетки, которые смещаются под влиянием тока этой жидкости (эндолимфы) и таким образом сигнализируют об изменениях положения головы в пространстве. Возбуждение, возникшее в результате таких раздражений, передается по волокнам, идущим в составе слухового нерва, как особая его часть (так называемый вестибулярный нерв) и направляется в теменно-височные отделы коры головного мозга и аппарата мозжечка.

В отличие от аппаратов кинестетической (глубокой) чувствительности, аппараты вестибулярной чувствительности тесно связаны со зрением, которое также участвует в процессе ориентировки в пространстве. Поэтому частое мелькание зрительных раздражений (например при поездке на автомобиле по дороге, вдоль густого леса) может вызвать ощущение нарушения равновесия и тошноту. Аналогичное ощущение (сопровождающееся изменением схемы тела) может быть вызвано также и в процессе полета при быстрых изменениях положения тела в пространстве. Такие же нарушения ощущения равновесия могут быть вызваны патологическими процессами (например опухолями), расположенными в теменно-височных отделах мозга или в мозжечке.

Последней в этом списке и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Именно к. ней относятся обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактных и дистантных ощущений.

К контактным ощущениям относятся те, при которых воздействие, вызывающее ощущение, должно быть приложено непосредственно к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Типичным примером контактного ощущения могут служить вкус и осязание. Совершенно понятно, что оба вида ощущений не могут быть вызваны воздействиями на расстоянии.

К дистантным ощущениям, наоборот, относятся те, при которых раздражитель вызывает ощущения, действующие на органы чувств с некоторой дистанции. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение. Раздражитель, находящийся иногда на большом расстоянии от субъекта (например звон колокола, свет лампы) может вызывать ощущения, хотя их источник расположен на расстоянии и соответствующие воздействия (например звуковые или световые волны) должны пройти большую дистанцию, прежде чем воздействовать на соответствующие органы чувств.

Классификация всех видов ощущений представлена в следующей схеме:

Интероцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения

Экстероцептивные ощущения контактные

(вкус, осязание)

дистантные

(обоняние, слух, зрение)

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Эта наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т.д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наиболее осознаваемых и наиболее диффузных ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Органические ощущения

Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. К органическим ощущениям относятся: ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела, а также трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия.

Исследования последних десятилетий привели к открытию в самых разнообразных внутренних органах рецепторов, с деятельностью которых связаны органические ощущения. Интероцепторы заложены на всём протяжении пищеварительного тракта, во всех органах брюшной полости, в печени, селезёнке, в легких, в сердце, кровеносных сосудах. Интероцепторы воспринимают раздражения механического, химического и физико-химического характера. Импульсы, идущие из множества различных рецепторов, расположенных во внутренних органах, и составляют в здоровом состоянии чувственную основу «общего самочувствия»; в патологических случаях они вызывают ощущения нездоровья, разбитости, подавленности.

Кровеносные сосуды сердца иннервированы чувствительными нервами, причем рецепторы сосудов могут воспринимать как изменение давления внутри сосудов, так и изменение химического состава крови. Деятельность этих рецепторов имеет отношение к ощущению головной боли, тяжести в голове.

Существенное значение для общего самочувствия и для работоспособности имеют рецепторы пищеварительного тракта. С деятельностью интероцепторов пищеварительного тракта связаны ощущения голода и жажды. Голод и ощущения, его сопровождающие, стали предметом многочисленных исследований. Вначале полагали, что ощущение голода вызывается пустотой желудка. Однако более тщательное наблюдение, экспериментальные и клинические факты привели к выводу, что ощущение голода появляется значительно позже того, как желудок опрожнен. В противовес этой периферической теории голода была выдвинута теория, утверждающая, что ощущение голода центрального происхождения (М. Шифф). Согласно этой теории, обедненная при голоде кровь своим измененным химическим составом воздействует на мозг, вызывая ощущение голода, которое затем проецируется в область желудка. Однако против этой теории имеются возражения. Нельзя при объяснении чувства голода игнорировать деятельность многочисленных рецепторов, находящихся в слизистой желудка и в гладкой мускулатуре его стенок. Эти рецепторы сигнализируют системе о наличии, количестве и характере содержимого желудка. Раздражения, исходящие от сокращений пустого желудка, передаются в мозг через афферентные нервы. Ощущение голода, возникающее в результате этого, отражает в сознании недостаток питательных веществ в организме.

Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту, глотке и верхней части пищевода. Когда жажда достигает большой силы, к этим ощущениям присоединяется сжатие глотки, вызывающее спазмические ощущения и судорожные движения глотания. К этим местным ощущениям присоединяется общее тягостное чувство. В отношении жажды, так же как и голода, идет борьба между центральной теорией, объясняющей жажду недостатком воды в организме, и периферическими теориями, обращающими внимание на периферические проявления - сухость гортани и т.д. В действительности центральные и периферические факторы взаимодействуют. Общий недостаток воды в организме дает себя знать в слюнных железах, секреция которых содержит воду. Недостаток секреции слюнных желез влечет за собой сухость рта и глотки и опосредованно недостатком воды в организме, присоединяются усиленные и учащенные сокращения пищевода. Таким образом, ощущения жажды включает и ощущение напряжения.

Дыхательная система доставляет нам более или менее резкие ощущения при нарушении автоматически совершающейся регуляции дыхания. Не получающая надлежащего удовлетворения потребность в воздухе отражается в специфических общих и локализованных ощущениях удушья. Общие ощущения обусловлены по преимуществу нарушением нормального химизма крови, местные отражают нарушенную координацию дыхательных движений и напряжение мышц, посредством которых они осуществляются. Эти ощущения вызывают тенденцию к восстановлению нормального дыхания.

Ощущение боли

Боль является биологически важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма. Болевая чувствительность распределена на поверхности вожжи и во внутренних органах неравномерно. В среднем, по данным М. Фрея, на 1см приходится 100 болевых точек; на всей поверхности кожи должно иметься около 900 тысяч болевых точек.

Согласно теории Фрея, болевая чувствительность имеет самостоятельный не только периферический, но и центральный нервный аппарат. А. Гольдшейдер и А. Пьерон это отрицают. Гольдшейдер признает единство рецепторов и периферических нервных путей для болевой и тактильной чувствительности, считая, что характер ощущения зависит от характера раздражения. Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

Психологически для боли наиболее характерен аффективный характер ощущений. Недаром говорят об ощущении и о чувстве боли. Ощущение боли связано с чувством неудовольствия или страдания. Вообще, в психологическом плане одни трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. Боль является несомненно аффективной реакцией, но связана с интенсивным раздражением лишь определенных сенсорных аппаратов. Есть основание говорить о специфическом ощущении боли, не растворяя его в аффективно-чувственном тоне неприятного; боль - яркое проявление единства сенсорной и аффективной чувствительности. Болевое ощущение может заключаться в единстве с аффективным и познавательный момент. Если при ожоге проявляется лишь аффективный момент острой болевой чувствительности, то при уколе, когда болевой характер ощущения связан с осязательными моментами, в болевом ощущении, в единстве с аффективной реакцией выступает и момент чувственного познания - дифференциации и локализации болевого раздражения.

Проприоцептивные ощущения

Ощущения равновесия

Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе, которое состоит из трёх частей: преддверия, полукружных каналов и улитки. Рецепторы равновесия находятся в преддверии.

Перемещение жидкости раздражает нервные окончания, расположенные на внутренних стенках полукружных трубок внутреннего уха, что является источником ощущения равновесия. Ощущение равновесия мы получаем не только от названных рецепторов. Например, когда у нас открыты глаза, то положение тела в пространстве определяется и с помощью зрительной информации, а также двигательных и кожных ощущений, через передаваемую ими информацию движении или информации о вибрации. В некоторых, особых условиях, например, при нырянии в воду, информацию о положении тела мы можем получать только с помощью ощущения равновесия. Не всегда сигналы, идущие от рецепторов равновесия, достигают нашего сознания. В большинстве случаев наш организм реагирует на изменение положения тела на уровне бессознательной регуляции.

Ощущения движения

Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Эти ощущения дают нам представление о величине и скорости нашего движения, о положении, в котором находится та или иная часть тела. Двигательные ощущения играют важную роль в координации наших движений. Выполняя то или иное движение наш мозг получает сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Если у человека нарушены процессы формирования ощущений движения, то, закрыв глаза, он может идти, поскольку он не может поддерживать равновесие в движении. Это заболевание называется атаксией, или расстройством движений.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения . Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека - Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация ощущений

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Общие свойства ощущений

азличные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Изменение ощущений

Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Вместе с тем все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:

1) пороги чувствительности,

2) адаптация,

3) сенсибилизация,

4) контраст ощущений,

5) синестезия.

· Для того чтобы мы осознали какой-либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) была достаточной, чтобы стать стимулом, т.е. возбудить какой-либо из наших рецепторов. Таким образом, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины.

· Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами. Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия двух миллиграммов на один квадратный миллиметр поверхности кожи.

· Переход от невоспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить величину стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый. Увеличение интенсивности и силы воздействия стимулов на органы чувств приводит к тому, что ощущение в какой-то момент теряется, т.е. достигает верхнего абсолютного порога ощущений.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 ООО гц) - исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/мм2 вызывает боль. Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера.

· Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока.

Чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении всего 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.

Чем же определяются пределы чувствительности и нужно ли, чтобы она была еще выше? Расчеты показывают, что большая чувствительность основных органов чувств только ухудшила бы приспособление к физическому миру.

Если бы глаз был более чувствительным, мы уже воспринимали бы волновую природу света, и он казался бы нам прерывистым. Мы также могли бы видеть и химические превращения в самом глазу, что тоже только мешало бы адекватному восприятию мира. Если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы услышать возникающие в результате броуновского движения удары молекул по барабанной перепонке, в чем нет нужды. ^

Таким образом, пороги чувствительности определяются потребностями адаптации нашего организма к жизненно важным условиям окружающей действительности. Закономерности изменения ощущений в психофизике изображают в виде психометрической кривой (рис. 3).

Рис. 3. Психометрическая кривая

Кроме измерения порогов чувствительности, в психофизике изучается проблема зависимости величины ощущения от величины физического стимула. Мало кто из нас задумывается над тем, что сила и интенсивность воздействующего стимула и сила и интенсивность ощущения, которое возникает, - разные вещи. Так, сила самого звука и сила ощущения от звука - не одно и то же. В изучение этой зависимости большой вклад внес немецкий ученый Г.Т. Фехнер (1801-1887). Им было выяснено, что чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу в ощущениях.

Закон Вебера-Фехнера получил название основного психофизического закона.

Чувствительность анализаторов нестабильна, она изменяется в зависимости от различных условий. Различают две основные формы изменения чувствительности - адаптацию и сенсибилизацию.

Органы чувств обладают свойством приспособления, или сенсорной адаптации, к изменившимся условиям окружающей среды, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза меняется в десятки раз. Одни анализаторы обнаруживают высокую скорость адаптации, другие - низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, далее идут слух, обоняние и вкус.

Сенсорная адаптация имеет целесообразное биологическое значение. Она содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Адаптация как привыкание к постоянно изменяющимся условиям обеспечивает повышение жизнеспособности организма.

Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от состояния и взаимодействия анализаторов.

Синестезия

Синестези́я (греч. συναίσθηση - одновременное ощущение, совместное чувство) - в неврологии - явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

Цветной слух - способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом (у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом). Возможно и обратное: японская пианистка и композитор Хироми Уэхара ещё в процессе обучения использовала не специальные музыкальные термины, а только цветовые характеристики: «Играй Красный», - когда требовалось показать темперамент, - «Играй Синий», - когда надо было показать грусть. По словам пианистки, она не мыслит музыкальными категориями при создании музыки, а старается визуализировать звуки.

Слуховая синестезия - способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, была открыта американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz ) и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.

Вкусовая синестезия - появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада.

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом).

Читайте также: