Что такое компьютерная зависимость у подростков. Как избавиться от компьютерной зависимости. Особенности компьютерной зависимости

Компьютер и интернет все глубже входят в нашу жизнь, ускоряя и облегчая общение с людьми из разных точек мира, упрощая поиск и обмен информацией, а также становясь частью многих рабочих процессов. Компьютер и интернет уже стали частью обыденной жизни, и бороться с ними также бесполезно, как бороться с появлением автомобилей на смену телегам, запряженным лошадьми.

И все бы хорошо, если бы иногда мы не замечали, что эти новшества создают определенные проблемы в жизни . Становится все сложнее сконцентрироваться на работе, и все чаще и чаще тянет проверить социальные сети или почту.

Придя вечером домой, люди иногда намного охотнее погружаются в мир компьютерной игры, а общение членов семьи между собой уменьшается. Иногда зависимость становится столь катастрофична, что вызывает социальную изоляцию и физические болезни . Именно поэтому и появился термин “компьютерная зависимость”, т.е. патологическое пристрастие к провождению времени за компьютером.

Навигация по статье «Компьютерная зависимость: откуда она появляется, и что за ней прячется на самом деле»:

Термин “зависимость” в психологии означает навязчивую потребность в определенном виде деятельности. Изначально этот термин появился, когда речь шла о химических зависимостях, т.е. пристрастии к приему определенных веществ – алкоголя, наркотиков и т.д.

Но похожий механизм наблюдается и при других формах зависимости – от человека (любовная или эмоциональная зависимость) или от определенной деятельности (трудоголизм , шопоголизм, переедание и т.п.). Причем зависимость имеет определенные особенности.

Один из главных признаков появления зависимости – так называемая толерантность: привыкание к стимулу и потребность в повышении его уровня. Трудоголик все больше и больше погружается в работу, а игроману уже не хватает часа или двух за игрой, и чтобы насытиться, нужно проводить за компьютером четыре, пять часов и так далее.

Еще одна особенность зависимостей – это эффект отмены, который заключается в появлении различного рода переживаний и физических страданий у человека, лишенного предмета своей зависимости.

Зависимое поведение зачастую так или иначе связано с желанием человека уйти из реальности путем изменения своего сознания или деятельности. Поэтому психотерапевты, работая с клиентами над преодолением таких состояний, стремятся не просто изменять устоявшиеся паттерны поведения, но и найти корень проблемы – узнать, что же в нынешней или прошлой реальности было настолько невыносимом для человека, что он стал “сбегать” из нее, и постараться либо помочь человеку поменять окружающее пространство, либо изменить свое к нему отношение.

Компьютерная зависимость и интернет-зависимость имеют много общего часто пересекаются.

Компьютерная зависимость – это потребность к проведению времени за компьютером или подобными электронными устройствами (планшетами и т.д.).

Интернет-зависимость – избыточное применение онлайновых средств связи, при котором начинают страдать и другие сферы жизни человека.

Иногда интернет-зависимость не рассматривается сама по себе, а лишь как среда для поддержания других зависимостей. Это может быть навязчивое использования социальных сетей, неконтролируемые покупки в интернет-магазинах, пристрастие к просмотру порнографических сайтов, гемблинг (азартные игры) или онлайн-игры. Термин “игровая зависимость” появился немного раньше, когда в моду стали входить различные видео-игры.

Отдельно можно рассматривать развитие компьютерной зависимости у детей и подростков, так как психологическая работа с этой темой имеет свои особенности. У детей привязанность к компьютеру и интернету развивается очень быстро, а сами бороться с ней они не могут. Поэтому и обращаются с такой проблемой обычно родители.

Каковы критерии того, что использование компьютеров и электронных устройств становится зависимостью?

На этот вопрос до сих пор нет определенного ответа, с которым было бы согласно абсолютное большинство исследователей. Зависимость от компьютера стала рассматриваться как отдельный вопрос не так давно, а сам интернет, электронные устройства и способы проведения времени в виртуальном пространстве меняются настолько быстро, что фундаментальные исследования зачастую не успевают за всеми новинками и противоречат друг другу.

  1. Толерантность – прежнее время, проведенное в сети уже кажется недостаточным, или же существующих игр уже мало. Требуется все больший и больший стимул – больше времени, новые игры, или все больше и больше новой информации.
  2. Переживание синдрома отмены: если время пребывания за компьютером или интернетом случайно прерывается или появляется внешнее препятствие, то возникает стресс, психологические или физические проблемы.
  3. Потеря контроля: вы хотите выйти из интернета или закончить игру, но не можете этого сделать. Даже если вы знаете, что играть в игру или слишком долго сидеть за компьютером вредно, вы все равно продолжаете это делать.
  4. Вы чувствуете или окружающие говорят вам, что повседневные, рабочие дела или обязанности начинают выполняться хуже или откладываются.
  5. Постоянство и регулярность приведенных выше явлений.

Существуют специальные психологические тесты, ответив на которые, вы сможете оценить свое состояние по заданной шкале. Но прежде чем перейти к тестам, предложу вам другой простой способ.

Ответьте на вопрос – использование компьютера и интернета мешает вам? Оно создает дополнительные проблемы в вашей жизни? И если ответ будет положительным, то стоит задуматься, как же справляться с этим состоянием – самостоятельно или с помощью специалиста.

Если же вы хотите получить расширенный ответ и оценить степень зависимости по шкале, то предложу вам довольно простой по структуре тест американского психолога Кимберли Янг (Kimberley S. Young). Он считается одним из классических тестов, помогающих самостоятельно определить степень зависимости от интернета или компьютера.

Ответьте на каждый вопрос, выбрав один из шести вариантов ответа:

Никогда ∴ Очень редко ∴ Иногда ∴ Часто ∴ Очень часто ∴ Постоянно

  1. Как часто вы замечаете, что проводите в интернете (онлайн) больше времени, чем предполагали?
  2. Как часто вы пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в интернете?
  3. Как часто вы предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?
  4. Как часто вы заводите знакомства с пользователями интернета?
  5. Как часто окружающие жалуются на то, что вы проводите много времени в сети?
  6. Как часто ваши отметки в школе или работа страдают от того, что вы слишком много времени проводите в интернете?
  7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем сделать что-то важное в данный момент?
  8. Как часто вы замечаете, что производительность труда снижается из-за пребывания в сети интернет?
  9. Как часто вы защищаетесь или скрываете что-то, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в интернете?
  10. Как часто вы противопоставляете тревожащим мыслям о реальной жизни более отвлеченные мысли о пребывании или занятиях в интернете?
  11. Как часто вы пребываете в состоянии предвкушения перед очередным выходом в интернет?
  12. Как часто вы ощущаете страх, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безрадостной?
  13. Как часто вы ругаетесь или кричите, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в интернете?
  14. Как часто вы идете спать намного позже, чем хотели, из-за пребывания в сети?
  15. Как часто вы бываете поглощены мыслями о занятиях онлайн, пока вы не в интернете?
  16. Как часто вы говорите себе “Еще минутку, еще немного…” пока вы в интернете?
  17. Как часто вы стараетесь уменьшить время пребывания в интернете, но понимаете, что не в силах справиться со своим желанием побыть в интернете дольше?
  18. Как часто вы пытаетесь скрыть от себя или других количество времени, проведенное в сети?
  19. Как часто вы выбираете побыть в интернете вместо того, чтобы встретиться с друзьями?
  20. Как часто вы чувствуете нервозность и депрессивное настроение, будучи не в сети, которое практически сразу проходит, когда вы выходите онлайн?

Оцените ваши ответы по шкале:

Посчитайте итоговую сумму баллов и оцените ее по шкале:

20-49 – Обычный, средний пользователь интернета.

50-79 – Пребывание в сети интернет оказывает значительное влияние на вашу жизнь.

80-100 –Пребывание в сети интернет оказывает сильное влияние на вашу жизнь. Возможно, стоит задуматься о появлении зависимости

Результаты теста интернет-зависимости Кимберли Янг не могут считаться диагностическими, но они помогут вам ориентироваться в степени влияния пребывания в сети интернет на вашу жизнь, а также их можно использовать для дальнейшего обсуждения со специалистом.

Итак, если вы нашли у себя признаки компьютерной и/или интернет-зависимости, то дальше стоит разбираться глубже, откуда она появилась и что с ней делать.

Выше мы уже упоминали признаки того, что у человека развивается зависимость от компьютера . Ведь зависимость от проведения времени за компьютером это не просто увлечение. Это что-то иное, от чего вы не можете оторваться, и что, в конечном итоге, ухудшает качество вашей жизни.

Что же она маскирует? Попробуем разобраться с отдельными видами проведения времени за компьютером и некоторыми проблемами, которые за ними стоят.

Один из главных факторов, вызывающих интернет-зависимость , это социальные связи, которые могут формироваться с помощью сети интернет. На самом деле, интернет очень сильно расширяет рамки общения, создавая возможность людям из разных точек планеты легче находить друг друга, создавать группы, объединенные общими интересами и просто поддерживать связь.

Но с другой стороны, интернет-общение имеет свою специфику. Анонимность – т.е. возможность участвовать в общении, не представляясь. Виртуальность – создание любого образа себя для других людей (создание любого виртуального героя). Привычные рамки стираются, и человек попадает в пространство, с одной стороны, больших возможностей, а с другой – в новую, другую реальность.

Проблема в данном случае возникает тогда, когда человек с помощью интернет-общения сначала компенсирует, а потом и просто заменяет реальное общение с другими людьми. Зачастую этим страдают люди, которым от природы сложно поддерживать социальные связи или адаптироваться к новым условиям.

Если человеку в жизни сложно первым вступать в контакт с другими людьми, делиться своими мыслями и переживаниями, если у него присутствует страх отвержения, критики или неодобрения с одной стороны, и страх одиночества – с другой, то решать эту проблему можно по-разному.

Можно постепенно расширять свои границы, учиться, пытаться строить отношения, искать “своих”, т е. близких по духу, людей и т.д. Путь более сложный, но конструктивный – т.е. ведущий к решению. А можно идти и более простым путем – например, создавать виртуального персонажа, или до бесконечности читать страницы других людей в соцсетях, создавая для себя иллюзию общения с ними (хотя фактически ни в какое общение человек не включается).

При этом вся жизнь как будто начинает перетекать в виртуальный мир. Там, а не в реальной жизни, выдуманный герой живет своей жизнью (или даже несколькими жизнями). Там как будто идет жизнь, в то время как реальная жизнь не развивается, а угасает. Потребность в общении фактически компенсируется за счет более легкого и доступного средства – виртуального общения.

Этот пункт связан с потребностью в общении, но он имеет определенные нюансы. Например, такие проявления как постоянная проверка почты, мессенджеров, соцсетей и прочих систем, обеспечивающих связь между людьми, может говорить о неудовлетворенной потребности в общении и поддержке, что, в свою очередь, тоже вызывает зависимость от компьютера или других электронных устройств.

Что такое – проверка почты? По сути, это постоянное ожидание письма, адресованного именно вам. И чем чаще приходят такие письма – тем как будто выше интерес других людей к человеку. А этого интереса к самому себе хочется все больше и больше. Хочется убедиться, что все в порядке – я принят, я интересен, я нужен, я есть. Здесь может быть еще и неуверенность – а вдруг пропущу, не отвечу вовремя?

Проверка почты это очень интересный и неоднозначный фактор. С одной стороны, он постоянно отвлекает от текущих дел. А с другой, он присущ огромному количеству людей и стал уже частью обыденной жизни, и даже не является чем-то странным. Наоборот, появляется все больше и больше различных систем уведомления о полученных письмах.

Но если признаться себе честно – то разве весь этот поток писем так срочен и неотложен? Разве все эти письма должны быть прочитаны именно в минуту их поступления, и никак не на полчаса позже?

Неужели человеку так страшно потерять себя, и требуется постоянное подтверждение в виде приходящей почты?

Иметь жизненные цели, стремиться к чему-то – одно из основополагающих качеств человека. Можно учиться, работать, строить дом, создавать семью, делать научные открытия, путешествовать. Но все это требует определенных усилий и средств – времени, финансов и т.д. Нужно делать выбор, принимать решения, брать на себя ответственность, жертвовать одним ради другого. Иногда что-то получается легче, иногда – сложнее. Так происходит в реальном мире – там, где существует наше тело и наше сознание.

А что же в виртуальном мире? Там можно почти все то же самое, и чем дальше развиваются технологии, тем больше возможностей получает человек. Можно создавать виртуального героя с накачанными мышцами или тонкой талией и длинными ногами. Создавать замки, побеждать армии противника. Можно зарабатывать виртуальные деньги, баллы, артефакты и многое другое.

И главное – все это требует намного меньше усилий, чем достижение такого же результата в реальном мире. Например, чтобы достичь атлетичной фигуры, нужно долго качать мышцы, заниматься спортом, придерживаться распорядка дня и питания. Это требует дисциплины, напряжения, труда. А создать виртуального накачанного героя совсем не сложно.

Разница лишь в том, жизнь достается в основном виртуальному герою, а не самому человеку. И если герой накачивает мышцы и строит крепости в сети, то в реальной жизни человек, сидящий за компьютером, не получает достаточно кислорода, слабеет, и ничего, кроме картинки на экране, не видит и не ощущает.

Анекдот в тему:

“- Внучек, завещаю тебе ферму. Там два дома, десять коров, сад с яблонями, три козы, трактор и десять работников.

— Где-же это все, бабушка?

— В компьютере, внучек, в компьютере. ”

И пока игра остается только игрой и приносит удовольствие сама по себе – то, в общем-то, это хорошо. Но когда игра переходит в компьютерную зависимость, а виртуальное пространство заменяет собой реальный мир – то однажды человек получит лишь разбитое корыто, как бы он ни создавал замки в виртуальном пространстве.

Если в реальной жизни эмоций не хватает, если человеку попросту скучно – то интернет всегда придет ему на помощь. Там и фильмы, и фотографии, и игры, и огромное количество сайтов самой разной тематики.

Опять же, ничего зазорного в этом нет – наоборот, это расширяет возможности и добавляет краски и эмоции в нашу жизнь.

Проблема образуется тогда, когда простота и доступность этих эмоций фактически берут верх, и реальная жизнь начинает страдать. Вместо того, чтобы приложить усилия, заработать деньги и поехать в путешествие, человек просиживает часы за просмотром картинок из чужих путешествий.

Главное здесь – это простота и доступность. Нажал кнопку – и все готово. Эмоции тут, как на ладони.

Еще один нюанс – безграничность информации в сети. В интернете можно бесконечно что-то читать, смотреть, искать. И постоянно будет появляться что-то новое, что как будто должно подарить те самые эмоции, которые человек ищет. А если нет – то поиск продолжается дальше.

Отсюда и навязчивый интернет-скроллинг – постоянное просматривание новых сайтов, страниц в соцсетях, новостей. А поскольку информации в сети сейчас огромное количество, и она постоянно увеличивается в геометрической прогрессии, то и поиск этот бесконечен. И уже теряется цель, и нить, и остается только бесконечное кликание мышкой и открывание новых страниц.

Зачастую это заменяет или компенсирует недостаток эмоций в реальной жизни. Если вокруг все серо и скучно, а сил что-то менять нет – то всегда рядом доступный и простой источник эмоций и впечатлений – интернет. Включаем экран, кликаем мышкой – и все готово. И организм задает закономерный вопрос – а зачем что-то менять в реальной жизни, если эмоции можно получить вот так просто и доступно?

Виртуальное пространство имеет удивительное сочетание качеств – большой потенциал, разнообразие, и в то же время – безопасность. Ведь человек в таком пространстве подвергается намного меньшему риску, чем в реальной жизни.

Анонимность позволяет не раскрывать себя, а значит, быть более откровенным и раскованным. И при этом, вы ничем не рискуете – ведь человек прекрасно понимает, что когда он выключит компьютер, то он опять останется самим собой.

При этом риск, в общем-то, невелик. Поскольку пространство виртуальное, нет риска для тела (кроме, разве что, последствий от долгого сидения за компьютером или электронным устройством). Вы также не рискуете своим именем или положением в обществе. Если вы играете в виртуальную игру (сейчас речь не идет про игры на деньги), то рискует только ваш виртуальный герой, а не вы.

Иногда виртуальный мир становится убежищем от реального мира. Если в жизни у человека лишь разочарования, то всегда можно окунуться в интернет, где все идет как будто по другим законам, где все проще и доступнее. И тогда интернет становится своеобразной отдушиной от реального мира, что вызывает зависимость от компьютера или электронных игровых приставок.

Сложность, опять же, возникает тогда, когда человек и рад бы выйти из своей интернет-пещеры и опять жить в реальном мире, только уже не может. А может быть, и не хочет. И проблемы в жизни не решаются сами собой, если прятаться от них в виртуальном пространстве.

Как вы уже убедились, за столь широким термином как компьютерная зависимость скрываются, на самом деле, разные вопросы. И чтобы справиться с зависимостью в каждом индивидуальном случае, нужно сначала разобрать тот конкретный, уникальный комплекс симптомов и причин, который имеется у человека. Это похоже на диагноз у врача: головная боль или боль в животе может говорить о сотне разных заболеваний, и чтобы вылечить боль, нужно знать причину – откуда она появляется.

Поэтому первой частью в работе является диагностика – т.е. понимание истока проблемы. Вы можете сделать это и самостоятельно, и вместе со специалистом.

В следующей части нашей статьи мы поговорим о том, как же справиться с разными проявлениями такой компьютерной зависимости . Но первой и очень важной ступенькой к ее преодолению является понимание корня проблемы — откуда она берется и что за ней прячется на самом деле.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Сложно представить современного человека без компьютера. Ноутбук, планшет и смартфон прочно вошли в жизнь не только взрослых людей, но и детей. Работа с этими приборами помогает познавать новое, быстро находить нужную информацию, быть в зоне доступа, всегда на связи, узнавать последние новости. Однако современные гаджеты несут в себе и негативные стороны для человека. Особенно опасна компьютерная зависимость, которую называют эпидемией современного века.

Суть термина

Компьютерная зависимость является одной из форм аддиктивного поведения. Любая аддикция представляет собой нездоровую тягу к выполнению определенной деятельности. При невозможности осуществить задуманное у индивида начинается абстинентный синдром, то есть «ломка», когда человеку плохо и морально, и физически.

Такая зависимость от компьютера является нехимической аддикцией, то есть нет специального химического вещества, которое провоцирует зависимое поведение, а есть только повторяющиеся действия.

Они носят ритуальный характер: вошли в привычку и полностью человеком не осознаются. Из-за того, что нет мыслительного анализа, контроля над своими действиями, человек теряет счет времени, забывает о важных делах, о самом себе. Все его внимание сосредоточено лишь на виртуальной реальности.

В зависимости от того, чем занят человек за компьютером, выделяют следующие виды компьютерной зависимости :

  • интернет-зависимость – постоянное навязчивое желание находиться онлайн, быть в сети;
  • игровая – зависимость от компьютерных игр;
  • сетевая – тяга общаться через разнообразные социальные сети;
  • познавательная – чрезмерное увлечение новостями, получение новых знаний через интернет;
  • эротическая – поиск романтических отношений и сексуальных впечатлений в сети.

При анализе данного списка может показаться, что познавательная зависимость не несет в себе никакой опасности, а, наоборот, весьма полезна для человека. Но это не так, потому что индивид забывает о реальной жизни, занимается поиском информации, много читает, смотрит видео, но эти знания практически не усваиваются.

Сам человек истощен, мозг его устал, а кроме того, обычно нет должной мотивации для получения такой информации. Индивид просто кликает на заинтересовавшую рекламу, читает статью. На этой странице находятся ссылки на другие материалы, которые провоцируют переход по ним.

Так возникает цепочка действий, по которой пытливый ум движется. Но в результате уставший человек может лишь в общих чертах рассказать о том, что он узнал по данной проблематике. Такие действия непродуктивны, забирают много энергии и не дают должного результата.

Особенно опасна такая зависимость (имеется в виду любой гаджет – компьютер, телефон, планшет) для несформировавшейся детской психики. Учеными доказано, что от длительного воздействия компьютера у ребенка снижается память, гибкость мышления, ухудшается внимание и воображение. Ввели даже специальный термин – «вирус цифрового слабоумия ».

Доказано, что для развития всех зон головного мозга необходим разнообразный опыт. У ребенка, находящегося много времени перед экраном ноутбука, такие ощущения ограничены. Следовательно, не все зоны головного мозга развиваются в должной степени. Их активность ученые сравнивают с функционированием мозга у человека, получившего черепно-мозговую травму или перешагнувшего 70-летний рубеж.

Следовательно, эта зависимость опасна не только тем, что нарушает коммуникацию человека с внешним миром, но и отражается на его психическом развитии в целом.

Отличительные особенности

Признаки компьютерной зависимости – это некие симптомы, которые проявляются у большинства людей, проводящих много времени за компьютером. К ним относят:

  • множество позитивных эмоций от игр и проведения времени за компьютером;
  • депрессия, агрессия, апатия, когда такие действия невозможно осуществить;
  • «выпадение из времени», то есть потеря временной ориентации из-за долгого времяпрепровождения за компьютером;
  • игнорирование близких, общения с ними ради своей зависимости;
  • отсутствие иных хобби и увлечений, кроме компьютерных;
  • ухудшение здоровья (нарушение сна, зрения, проблемы со стороны пищеварительной системы, нарушения осанки) из-за длительной работы за компьютером;
  • финансовые вливания в интернет ради любимого времяпрепровождения (в игры, общение в социальных сетях, совершение покупок);
  • грезы, мечты, фантазии, сны, связанные с данной зависимостью.

Могут проявляться и индивидуальные признаки компьютерной зависимости, в частности ложь близким относительно того, чем человек занимается за компьютером; уход от проблем, то есть неумение их решать другими способами. Кроме того, в зависимости от возраста детей могут быть также разнообразные симптомы зависимости.

Компьютер и дошкольник

Ребенка раннего и среднего дошкольного возраста желательно вообще не допускать к компьютеру. Первое знакомство с ним должно состояться не раньше шести лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы начальные навыки целеполагания и контроля над временем. Он способен работать по инструкции, понимать, для чего осуществляет те или иные действия.

Важно с самого начала донести до малыша важную информацию о том, что компьютер (ноутбук, планшет) не являются средствами развлечения. Они в первую очередь помогают решать рабочие вопросы, учиться, быстро находить нужную информацию.

Шестилетнему ребенку можно предложить развивающие компьютерные игры или приложения (для изучения иностранного языка, алфавита, счета, логики, памяти, мышления, воображения). Взрослый при этом должен находиться рядом и следить, как ребенок выполняет задания, помогать ему. Когда малыш уже освоился в таких играх, родителям все равно не следует оставлять ребенка наедине с гаджетом. Он должен находиться в зоне видимости, ему следует задавать вопросы, просить комментировать действия за компьютером. Это делается с той целью, чтобы ребенок не «заигрался», понимал, где он находится, отслеживал свое текущее состояние.

Дети 4-6 лет должны играть друг с другом, а не за компьютером, так как в этом возрасте именно сюжетно-ролевая игра (в дом, в школу, больницу и т. п.) оказывает основное влияние на психическое и личностное развитие малыша.

В дошкольном возрасте ребенок должен проводить за компьютером не более 20-30 минут в день.

Компьютерная зависимость у детей-дошкольников чаще всего выражается в возникновении разнообразных страхов перед сном . Они жалуются на то, что не могут уснуть, чего-то боятся, но чего, назвать не могут. Становятся капризными и агрессивными. Если такие симптомы проявлены, следует пока оградить малыша от компьютера. Скорее всего, его психика еще не готова к таким нагрузкам. Нужно повторить знакомство с компьютером через несколько месяцев и посмотреть на результат.

Особенности проявления зависимости в младшем школьном возрасте

На смену игре ведущим видом деятельности для детей 7-11 лет становится учеба. Компьютерные технологии могут оказать существенную помощь в освоении школьной программы. Главное, понимать, с какой целью и в каком объеме их использовать. Ребенка следует научить искать нужную информацию в интернете. Для этого предварительно следует изучить весь имеющийся материал, а потом поставить конкретную цель, касающуюся того, что дополнительно посмотреть в интернете. Например, по «Природоведению» проходили комнатные растения, но запомнить, как все выглядят и называются, школьник не успел. Можно дополнительно посмотреть в интернете видеоролик, посвященный комнатным растениям.

Желательно, чтобы родители также участвовали в этом процессе, обсуждали с ребенком увиденное. Младший школьник должен проводить за компьютером не более часа в день, причем это время нужно разбить на два подхода.

Зависимость в этом возрасте уже проявляется в виде некоторых перечисленных ранее симптомов. Так, дети испытывают сильные эмоции за компьютером и без него. Может нарушаться сон, осанка, зрение. Портятся коммуникативные связи, так как ребенок больше времени проводит один дома. В школе такие дети рассеянны, пропускают многое из объяснений учителя, отвлекаются, отстают от сверстников.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте компьютерная зависимость легко поддается коррекции. Дело в том, что в этом возрасте дети равняются на взрослых, ценят их авторитет.

Что же делать родителям, чтобы побороть зависимость их детей? Прежде всего, быть внимательными к своим детям, отслеживать симптомы зависимости. Нельзя безосновательно выгонять ребенка из-за компьютера. Важно объяснить ему, почему вредно долго находиться в компьютерном мире. Родители должны предложить какие-то альтернативные действия, которые нравятся школьнику. Например, сходить всей семьей на каток, в бассейн, на пляж.

Подростковая зависимость

Наиболее часто компьютерная зависимость у детей встречается именно в подростковом возрасте. Дело в том, что в данном кризисном периоде мальчики и девочки часто недовольны собой, родители теряют в их глазах всякий авторитет. Чтобы как-то скрыться от душевных переживаний, подростки уходят в мир компьютерных игр или общения. У таких детей снижается школьная успеваемость, они прогуливают уроки, врут учителям и родителям, могут начать воровать деньги, чтобы вложить их в развитие своего персонажа в играх.

Подросткам следует проводить за компьютером не более 2 часов в день, которые разбиты на 2-3 подхода.

Что делать, если ребенок сидит за компьютером полдня? Прежде всего, родители не должны ничего требовать от подростка, не ставить перед ним ультиматумы. Следует уважать его, принимать и показывать, что его любят, несмотря ни на что. Для того чтобы донести нужную информацию до своего ребенка, следует использовать технику «Я-высказывание». Она заключается в том, что вместо обвинений взрослый говорит о своих чувствах относительно происходящего. Например, вместо того, чтобы сказать «Хватит так долго играть в компьютерные игры!», следует построить фразу следующим образом: «Я переживаю за тебя из-за того, что ты тратишь свое лучшее время на компьютер, а не на реальное общение!». Таким образом, родитель становится наравне со своим ребенком, а не выше его. Подросток в такой ситуации готов к общению.

Пути преодоления

Что же делать людям, которые заметили у себя симптомы такой аддикции, или у их детей такая зависимость начала формироваться?

  • Прежде всего, следует ограничить время, проводимое за компьютером и в сети интернет. Для этого можно использовать таймер или установить специальную программу, которая сама отключит прибор через установленное время.
  • Нужно найти себе интересное дело, увлечение. Желательно, чтобы оно было на природе и вне дома.
  • Пригласить контролера, который поможет избавиться от зависимости. Относительно детей контроль со стороны родителей будет действовать в том случае, если ребята сами пришли к выводу, что зависимость мешает им жить. В ином случае лучше привлечь к этой работе психолога.

Интересно, что создатели известных социальных сетей сами ограничивают свое время пользования ими, а также разрешают своим детям выходить в интернет всего лишь на час в день. Разумное использование средств прогресса свидетельствует о зрелости личности, внимательном отношении к себе и близким. Жизнь не должна проходить вне реальности!

Психологические расстройства идут бок о бок с технологическим прогрессом. Развитие компьютерных технологий принесли большую пользу для человечества, но вместе с этим и новую трудность — компьютерную зависимость.

Компьютерная зависимость – это расстройство, которое широко распространилось в 1990 году, в период, когда произошло бурное развитие компьютерной промышленности. Это состояние, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, соцсетям или Интернету, у него постоянно возникают мысли: «Поскорее бы прийти домой и сесть за компьютер». Зависимый человек старается все свободное время проводить вместе с компьютером.

Кажется, что такой стиль жизни безобиден и не вызывает вреда. Однако психологами давно доказано, что компьютерная зависимость схожа с алкогольной и наркотической зависимостями. Но в отличие от них, игровая зависимость не наносит прямой вред физическому здоровью. Последствия игровой зависимости куда тяжелее — социальная дезадаптация, социофобия, панические атаки, навязчивые мысли и другие психологические расстройства.

Игромания у детей

Особенно актуальна проблема компьютерной зависимости среди детей и подростков, потому что их с ранних лет приучают к компьютерной технике. Родителям проще дать ребенку поиграть в компьютер, планшет или телефон и получить пару часов свободного времени, чем постоянно следить за ним и опекать. Компьютер развлекает ребенка, дает ему позитивные эмоции, с этого момента у ребенка формируется неправильное утверждение: «Компьютер = радость, веселье». Психологи советуют родителям, если и разрешать играть в компьютерные игры детям до 7 лет, то только в развивающие игры — обучение счету, буквам, новым словам.

Компьютерная зависимость – это подсознательная программа, возникающая из-за неправильных убеждений, поэтому избавиться от нее помогут только психологические методики, в том числе и гипноз.

Причины компьютерной зависимости

Любое действие человека, которое нравится мозгу, поощряется выработкой эндорфинов (гормона радости). Таким образом, мозг сообщает, что это действие нужно повторять снова и снова.

Человек – социальное существо и информация представляет для него наиболее высокую ценность. Сегодня человек за день в среднем получает столько же информации, сколько человек, родившийся в 1800 году получал за всю жизнь. И объем получаемой информации увеличивается на 6% в год.

Основную часть информации современный человек потребляет из Интернета. Если раньше люди получали информацию из разговоров, книг, газет, телевизионных передач, то сейчас намного проще взять эту информацию из Интернета. Соцсети и сайты обеспечивают нас все большим потоком информации, который стимулирует мозг вырабатывать все больше эндорфинов.

Причины игромании

Мозг поощряет также достижение целей. Например, получение нобелевской премии, хорошей работы, создание семьи. Этим эффектом пользуются разработчики игр. Мозгу не важно, получили ли вы какую-то высокую награду в реальной жизни или достигли результата в виртуальном мире. Он приравнивает эти достижения, вырабатывая гормон радости и в том, и в другом случае.

Человек стремится быть счастливым и старается быть в этом состоянии как можно дольше. Но достичь результата в виртуальном мире куда проще, чем в реальном. Поэтому он тратит свое время на игры, которые помогают ему достичь этой цели и быть счастливым. Этим и опасна компьютерная зависимость, она развивается практически у любого человека.

В итоге приходим к выводу, что причиной развития компьютерной зависимости является жажда к получению новой информации, которую человек утоляет постоянным обходом сайтов (серфингом сайтов). Но бывают исключения. Причиной зависимости также могут быть неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, боязнь общества.

У детей и подростков есть еще один провоцирующий фактор – недостаток внимания со стороны родителей, родственников, сверстников. Подросток получает необходимые эмоции, общаясь в соцсетях, играя в компьютерные игры или просматривая видео.

Наиболее подвержены развитию зависимости:

  • дети 13-16 лет;
  • зависимость у мальчиков развивается в 10 раз чаще, чем у девочек того же возраста;
  • дети, чьи родители мало бывают дома;
  • безработные люди.

Виды компьютерной зависимости

  1. К играм – это самый распространенный вид компьютерной зависимости. Человек быстро привыкает к эмоциям, которые дают компьютерные игры. Чаще всего, зависимость к играм развивается у людей, которые не смогли устроиться в жизни, обществе. Но они стараются реализовать себя в виртуальном мире, где все хорошо и никто не накажет.
  2. К соцсетям, общению в сети – чаще всего этим видом зависимости страдают неуверенные в себе люди, которые не умеют или стесняются общаться в «реальной» жизни. Таким людям не хватает реального общения, и поэтому они общаются внутри виртуального мира.
  3. К серфингу сайтов – это самый интересный вид компьютерной зависимости. Большинство людей, страдающих страстью к серфингу сайтов, уверены, что раз они не играют в компьютерные игры, то с ними все в порядке. На самом деле они заблуждаются. Такие люди могут провести весь день за компьютером и даже не заметить этого. Со временем у них развивается зависимость к просмотру ненужной, «мусорной» информации, такой как интересные факты, цитаты, реакции, видео на YouTube и прочее. Таких людей довольно трудно убедить в том, что у них есть вредная привычка.

Признаки компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость у взрослых

Основные симптомы:

  1. Раздражительность. Этот симптом возникает, когда человек прекращает сидеть за компьютером, даже недолгое пребывание в «реальном» мире может вызвать у человека сильную раздражительность.
  2. Обновление компьютера. Зависимый человек постоянно стремится улучшить свой компьютер даже тогда, когда это может привести к финансовым сложностям. Игроман систематически приобретает новые игры, компьютерные устройства (мышь, клавиатура и прочее), покупает дополнения для игр.
  3. Ухудшение памяти. Постоянный поток информации несколько ухудшает память человека, он начинает забывать о каких-то встречах, обещаниях, делах. Все становится неважным, когда он садится за компьютер.
  4. Неконтролируемое время пребывания за компьютером. Человеку сложно оторваться от компьютера, он опаздывает на встречи. А время, проведенное за компьютером, проходит для него незаметно.
  5. Ограниченное число интересов. Зависимого человека интересуют только темы о компьютере, играх, Интернете. Что-то иное ему не так интересно.
  6. Неправильное питание. Игроман пренебрегает приемами пищи. Он может питаться около компьютера или не есть весь день и даже не заметить этого. Чаще всего питается едой быстрого приготовления, бутербродами и т. п.
  7. Пренебрежение сном. Человек тратит мало времени на сон, потому что хочет как можно больше времени проводить за компьютером. На более поздней стадии случается так, что человек вовсе не спит несколько суток.

Компьютерная зависимость у детей и подростков

У подростков и детей помимо вышеперечисленных симптомов также есть признаки, присущие исключительно этой возрастной группе:

  1. снижение успеваемости в школе, колледже, институте;
  2. прогулы занятий;
  3. раздражительность и агрессивное поведение в ответ на запрет пользоваться компьютером;
  4. необщительность и излишняя обидчивость;
  5. отказ от прогулки на улице, потому что он хочет посидеть подольше за компьютером.

Как избавиться от компьютерной зависимости?

Психотерапия – это один из методов избавления от зависимостей.

Важно, чтобы человек сам желал избавиться от игромании. Лечение игромании против воли не принесет положительного результата.

Избавиться от компьютерной зависимости и очистить свой разум от навязчивых мыслей возможно благодаря гипнозу и методу психолога Полищука Виктора Ивановича. Психолог поможет избавиться от зависимости с помощью специальной методики гипноза и психокоррекции сознания. Благодаря гипнозу, психолог определит причину зависимости и поможет устранить ее. В работе с подсознанием важна работа не только психолога, но и клиента. Если вы хотите освободиться от негативных мыслей и игромании, то уже после первого сеанса вы сможете почувствовать эффект. Вы построите новую счастливую жизнь без компьютерной зависимости.

Адрес: город Сочи, ул. Орджоникидзе дом 8, 2 этаж, каб. 22.

Избавьтесь от компьютерной зависимости.

Звоните по номеру: +7 (918) 612‑79‑20

Подростка, обратившегося к нам на приём, беспокоило, то что его друзья, увлекаются играми и Интернетом до такой степени, что забывают о пище, учёбе и остальном мире. Зато они в курсе всех игровых новинок и, в отличие от него, в идеале знают отличия тех или иных игровых жанров и владеют обширным компьютерным жаргоном.

Так что это - простое хобби или… зависимость от компьютера?!

Этот вопрос в последнее время звучит всё чаще и чаще не только от подростков, но и от их родителей.

Симптомы зависимости

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так.

В отличие, от действительно зависимых людей, у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать.

Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • человек предпочитает есть перед монитором;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья:

1. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли, усталость,
  • бессонницу.

2. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.

3. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые.

Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции.

В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.

Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно «остывают» к сети и проводят там меньше времени.

Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов, а недавно там же пока мама «гуляла» по Интернету двое детей умерло с голоду.

Кибераддикция

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии «аддиктивной реализацией» называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход».Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG.

Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности.

Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать, кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень!

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры . Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

  1. Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.
  2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты» (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
  3. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.

  1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.
  2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.
  3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
  4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Лечить или не лечить?

То, что компьютерная зависимость существует - это факт. Другое дело - стоит ее лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость - временная. Рано или поздно у человека произойдет насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность.

Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работой. Но тогда стоит ли ждать насыщения?

Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека.

Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь психологическая зависимость от компьютера является не менее сильной, чем любая другая. К тому же современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Немного статистики

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10-14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40-80% страдают зависимостью.

Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции. Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

Причины

Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;
  • скрытый комплекс неполноценности, различные в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;
  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;
  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Психология

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой категории она относится, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  • с видом «из глаз» персонажа;
  • с видом «извне» на своего героя;
  • руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

Симптомы

Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.

Стадии развития зависимости

Выделяют 4 стадии аддикции от компьютерных игр:

  1. Начальная стадия – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции. На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
  2. Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры. На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
  3. И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.
  4. Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.

Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Последствия данной зависимости:

  • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может больше рассматривать себя как компьютерного персонажа, чем реальную личность;
  • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
  • последствием зависимости может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
  • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
  • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
  • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником, геморрой – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Читайте также: